28.07.2016 00:47
Новости.
Просмотров всего: 5046; сегодня: 1.

Психологи КФУ рассказали, куда заводит "охота" за покемонами

Психологи КФУ рассказали, куда заводит

C недавнего времени всю страну, да и мир в целом, захлестнула волна интереса к интерактивной игре «Pokemon Go». На фоне ее гиперпопулярности все больше людей задаются вопросом, насколько опасно погружение в «дополненную» покемонами реальность?

Прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, важно понять, что делает «Pokemon Go» таким успешным проектом, не оставляющим равнодушными игроков во всем мире. Всё дело в том, что игровой процесс в этом приложении напрямую связан с окружающей игрока действительностью. Ему приходится перемещаться по настоящим улицам настоящих городов в реальном времени и взаимодействовать с реальными объектами. Виртуальная картинка, по задумке разработчиков, накладывается на реальный ландшафт: «дополненное» изображение пространства передаётся через спутник на мобильное устройство игрока.

Все вместе это создает ситуацию, когда, при определенной степени допущения, в восприятии пользователя «стираются» границы между реальным и виртуальным, а происходящее на экране смартфона полностью захватывает внимание игрока. Нередко это приводит к курьезным, а то и опасным ситуациям: заигравшиеся в «Pokemon Go» то случайно переходят государственные границы, а то и становятся жертвами насильников и грабителей. Как следствие, за «бумом» популярности последовал вал критики к игре – уже в нескольких странах мира появились громкие петиции с жалобами и требованиями немедленно ее запретить.

Но насколько большую угрозу действительно несет в себе погружение в мир «карманных монстров»?

Психологи Института психологии и образования КФУ объясняют, что однозначно клеймить это явление «плохим» или «хорошим» невозможно. При оценке необходимо учитывать и рассматривать множество различных факторов как социального, так и психологического характера.

Во-первых, стоит рассматривать «Pokemon Go» в рамках целого феномена виртуальных – условно, с учетом многообразия существующих сегодня гаджетов, назовем их компьютерными – игр, среди которых зачастую попадаются гораздо более «рисковые». Например, «шутеры» и «файтинги» - то есть виртуальные «стрелялки» и схватки «врукопашную» - гораздо сильнее повышают уровень агрессии. Игровая структура почти всегда содержит элемент азарта, но лидерами по этому риск-фактору по-прежнему остаются традиционные азартные игры – точнее, их цифровые симуляторы. Однако в том, что касается феномена так называемой «игромании 21 века», официально признанной болезнью в нескольких странах мира, – то есть критической вовлеченности в игру и виртуальные миры вообще – то наиболее «располагающими» к этому, действительно, по статистике являются игры с интерактивными элементами, например, онлайн-игры.

Во-вторых, множество самых, что ни на есть, реальных игр имеют активный сценарий (битвы, «захват заложников», «заброшенные города», квесты в экстремальных условиях и т.д.), и, если рассматривать их с точки зрения риска для жизни, достаточно небезопасны. Тот же конструктор «Lego» в неумелых руках может привести к очень плачевным результатам – крайности существуют в любом виде деятельности. Даже самые безобидные и гуманные идеи при некоторых условиях могут трансформироваться в нечто страшное и противоестественное. Но это не говорит о том, что каждое такое явление необходимо сразу же запрещать без выявления степеней опасности и факторов, способных вызывать эту опасность – иначе пришлось бы запретить все.

Таким образом, и об опасениях относительно ухода от реальности в воображаемый мир выдуманных персонажей с полным погружением и опасностью «невозвращения» нужно говорить с учетом проявления «крайностей» в поведении человека. Большая часть людей так называемых геймеров в действительности социально адаптированы и в полной мере осознают свои социальные права и обязанности.

Уход от реальности в каждом отдельном случае будет зависеть от многих факторов - от состава семьи, уровня интеллектуального развития, социального окружения, внутренней или внешней мотивации, до уровня развития волевой сферы, активной или пассивной жизненной позиции, состояния самооценки и самоотношения, интроверсии или же экстраверсии, и многих других психологических и социальных параметров функционирования личности. Однако, даже располагая всеми этими данными, нельзя наверняка предсказать, повлияет ли игра на данного пользователя. Точно также, скорее всего, не определить и чёткие критерии, по которым можно будет с уверенностью сказать, что та или иная игра однозначно опасна для всех или хотя бы многих, и дать рекомендации к ее немедленному запрету.

Чтобы изучить феномен «Pokemon Go» с разных сторон, мы обратились также к активным пользователям этого приложения с теми же вопросами – насколько, по их мнению, опасна игра и чем она, тем не менее, привлекает столько людей по всему миру?

Переводчица, путешественница и активный геймер Маргарита Делёва считает, что главные плюсы «Pokemon Go» заключаются в интерактивности, возможности действовать в реальных условиях, общаться с другими игроками и заводить новых друзей по интересам. При этом она согласна с мнением психологов: однозначно судить о полезности или опасности игры нельзя.

«Безусловно, дорабатывать игру ещё надо – основные недочёты выясняются только в процессе игры. Возможно, поэтому критические замечания игроков так важны для самих разработчиков приложения. О безопасности игры сказать могу следующее – поскольку, разработка игры предполагает её предварительное тестирование на экспериментальной группе, то опасные моменты обычно «ловятся» в самом начале и устраняются при доработке. Есть ещё пара-тройка игр подобного типа – с той же активностью в реальных пространствах, и я не слышала, чтобы по их поводу были какие-то негативные отзывы вплоть до требований запрета игры. К тому же, в начале каждой игры выводится предупреждение о том, чтобы игрок был осторожен и помнил о том, что необходимо контролировать происходящее в реальности. И если у человека всё-таки работает инстинкт самосохранения, он будет следовать этим рекомендациям», - говорит она.

Резюмируя мнения экспертов и непосредственных пользователей, можно с уверенностью утверждать одно: сама по себе «охота» за покемонами, как и любая другая игра, не несет в себе угрозы. Однако важно, чтобы игра оставалась только игрой, чтобы виртуальные увлечения не вылились в реальные проблемы.


Психологи КФУ рассказали, куда заводит "охота" за покемонами


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

5 проблем с автомобилем, которые можно решить без посещения СТО
29.03.2024 14:42 Консультации
5 проблем с автомобилем, которые можно решить без посещения СТО
Современный автомобиль является сложным механизмом, требующим регулярного технического обслуживания и ремонта. Однако, не всегда необходимо обращаться к специалистам на станцию технического обслуживания для решения возникающих проблем. В этой статье эксперт Компании ЛАТ расскажет про несколько...
В Москве представили книгу о юных защитниках Родины времен ВОВ
29.03.2024 11:42 Новости
В Москве представили книгу о юных защитниках Родины времен ВОВ
В Музее военной формы Российского военно-исторического общества состоялась презентация книги «Юные защитники Родины. Память о вас никогда не умрет». В мероприятии приняли участие: Советник Председателя Российского военно-исторического общества Ростислав Мединский, заместитель начальника...
Как законно снизить налоговую нагрузку
28.03.2024 17:56 Консультации
Как законно снизить налоговую нагрузку
Предприниматели имеют право и законную возможность уменьшать налоги. Одна из самых очевидных мер – подбор оптимального налогового режима. Так, многим предпринимателям доступна упрощенная система налогообложения (УСН) с простой и понятной формой отчетности, ставкой до 6 или 15% в зависимости от...
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
28.03.2024 12:18 Аналитика
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
В преддверии II Всероссийского конкурса юного художника «Место в России, где я мечтаю побывать», который стартует 1 апреля 2024 года, эксперты Национального туроператора Алеан рассказали, куда хотели поехать дети, исходя из анализа работ прошлого года. Дети в возрасте от 6 до 15 лет поделились...
562 года назад на престол взошёл Иван III
28.03.2024 10:44 Новости
562 года назад на престол взошёл Иван III
В историю он вошел в первую очередь как собиратель русских земель и, по сути, создатель единого государства Российского, созидатель и мудрый дипломат – при Иване III не только расширяются границы, но и создается прообраз системы управления страной – пишутся единые законы, утверждается...